МК в Нижнем Новгороде,
23 июля 2019 г.
Руководитель Центра помощи автомобилистам рассказал о мошенниках в страховых компаниях 283 просмотра
Нижегородский Центр помощи автомобилистам принимает около 50 обращений ежедневно. Граждане жалуются на инспекторов ГИБДД, дороги, камеры фиксации ПДД, проблемы при покупке или продаже автомобилей и многое другое. Обязательное страхование автогражданской ответственности в этом стройном ряду занимает отдельное почетное место. По словам руководителя центра Сергея Кузина, многие страховые компании связаны с мошенниками и погрязли в коррупции, а добиться справедливости в судах практически невозможно.
– Сергей Валерьевич, закон об ОСАГО много критиковали и неоднократно поправляли, но, несмотря на реформы, проблемы в этой сфере остаются. В чем дело?
– Действующие требования закона и есть то, что лежит в основе проблем. Закон изменяется с момента его принятия в 2002 году. Были времена, когда он защищал интересы пострадавших, но поправки, внесенные за последние четыре года, сделали его хуже. Так, законодатель включил в закон требование «натурального возмещения». С 2017 года вместо денег пострадавшие автомобилисты стали получать от страховых компаний ремонт. На одном реальном примере расскажу, к чему это привело.
Итак, две иномарки попали в дорожно-транспортное происшествие. У пострадавшего есть деньги, но поскольку он претендует на страховую выплату, то права ремонтировать свой автомобиль у него нет. Машина получила повреждения, из-за которых не может эксплуатироваться на дорогах. При этом согласно статье 15 Гражданского кодекса РФ пострадавший имеет возможность восстановить свое нарушенное право, в том числе право на пользование автомобилем. Что он и сделал, взяв аналогичную машину в прокат за 10 тысяч рублей в день.
Пострадавший обратился в страховую компанию сразу после ДТП. Страховщики принимали решение в течение 20 дней. Затем выдали направление в автосервис, где машину пообещали отремонтировать за 30 дней – именно столько времени отведено законом. Гражданский кодекс позволяет восстановить права в первоначальном виде, поэтому автомобилист попросил поставить на иномарку оригинальные детали, причем новые, согласно действующим правилам ОСАГО.
Кроме того, закон об ОСАГО требует проведения ремонта по технологии завода-изготовителя. Факт владения технологией подтверждается соответствующим документом. У пострадавшего машина немецкая – Volkswagen. В Нижнем Новгороде таких специалистов нет, за исключением официальных дилеров. Но машину отправили не к дилеру, а «в гараж к дяде Валере», в какое-то ООО «Рога и Копыта».
Через 30 дней «дядя Валера» вернул автомобиль. Дело в том, что за ремонт с учетом оригинальных автозапчастей автосервис заявил такую сумму, которую страховщик не одобрил. Запросил 200 тысяч рублей, а страховая была готова дать только 115. Пострадавший забрал свое «корытце» и пришел в страховую компанию. С момента ДТП прошло 50 дней, и его права оказались нарушены. Автовладелец потребовал компенсировать ему убытки, в том числе траты на аренду автомобиля, которых к тому дню накопилось на полмиллиона.
Страховщики отказали, потому что эти убытки возникли до того, как факт нарушения прав имел место. Пострадавший пошел к виновнику аварии. В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса именно виновное лицо должно компенсировать ущерб, который в данном случае состоит не только из суммы ремонта, но также из средств, потраченных на восстановление нарушенного права на использование автомобиля, то есть денег, заплаченных за аренду. Суд принял решение в пользу пострадавшего.
– Раньше эта схема не работала?
– Она стала возможной после введения принудительного натурального возмещения в законе об ОСАГО. Раньше пострадавший автомобилист сам мог начать ремонтировать машину после того, как ее осмотрели эксперты страховой компании. Как правило, это происходило в течение двух дней. При этом действовал принцип экономической целесообразности. Человек не мог предъявить претензии на полмиллиона, потраченные на аренду автомобиля, если ремонт стоил 200 тысяч рублей. Любой судья, указав на это обстоятельство, отклонил бы иск.
Гипотетически претензии могли бы накопиться за период ремонта, но это слишком непродолжительное время, даже если речь идет о значительных повреждениях. Поэтому в судебной практике таких случаев не было. Но они появились после того, как ввели новые правила, по которым фактический срок с момента обращения пострадавшего до принятия решения по ремонту увеличился до 50 дней. Теперь пострадавший может понести значительные убытки.
В результате страдают невинные граждане. Поэтому в Центре помощи автомобилистам считают, что действующие положения закона об ОСАГО нарушают конституционные права. Мы готовим обращение в Конституционный суд с требованием эти нормы отменить. Полагаю, ответ будет отрицательным. Просто потому, что ставки слишком велики – 300 миллиардов рублей в год из кармана автомобилистов. Таков объем рынка ОСАГО в России.
– С какой целью ввели эти вредные, как вы утверждаете, поправки?
– С 2011 года в сфере ОСАГО стали процветать страховые мошенники. Это люди, которые на самом деле не попадают в ДТП, но инсценируют это событие и получают деньги в страховой компании. Натуральное возмещение предложили как способ борьбы с ними. Но в действительности он не решает проблему. В законе установлен лимит выплаты, в рамках которого возможен ремонт, – 400 тысяч рублей. Все, что свыше, оплачивается деньгами. Поэтому мошенники «рисуют» аварии на суммы более 400 тысяч рублей. Кроме того, есть описанная выше схема, по которой автосервис может отказать в ремонте, а суд примет решение в пользу пострадавшего. Поправки не исправили проблему, а ситуация для пострадавших стала значительно хуже.
– Как, по-вашему, можно бороться с мошенниками?
– Когда мы видим, что человек попадает в третье, пятое, десятое ДТП, то, скорее всего, имеет место мошенническая схема. Раскрыть ее не проблема. Регулирующей организацией в сфере ОСАГО является Центробанк. В его ведении должна находиться автоматизированная система, в которую вносятся данные обо всех ДТП. Необходимо просто настроить алгоритм, который позволит соотнести между собой некоторое количество элементов, достаточное, чтобы стать основанием для вывода о потенциальной мошеннической угрозе. Следующий шаг – следственные действия, которые ее подтвердят или опровергнут.
Но дело не в том, как выявить мошенническую схему. Технически это несложно. Очень многие в ней заинтересованы. Вот в чем настоящая проблема. Выгоду получают сотрудники страховых компаний и другие должностные лица. Например, «нарисовать» аварию и зарегистрировать ее в ГИБДД очень просто. Инспекторы даже не обязаны выезжать на место происшествия, если нет пострадавших. Более того, в моей практике был случай, когда человека увезла «скорая помощь» и полицейские не приехали на том основании, что пострадавшего на месте ДТП уже нет. Но, казалось бы, даже если никто не пострадал, инспектор должен лично осмотреть автомобили. Так вот, в большинстве случаев этого не происходит. Согласно логике закона о полиции он должен проверить, но в регламентах ГИБДД соответствующего требования нет.
– Так мошенники оформляют ДТП?
– Именно так. С той только разницей, что инспектор – в доле, сотрудник страховой компании – в доле, все проходит по откатным рельсам, и мы с вами никогда этого не увидим. По финансовым показателям страховщика фиктивное ДТП ничем не отличается от настоящего, оно проходит как финансовый убыток. В итоге получается, что я, честный гражданин, вношу в систему ОСАГО примерно 10 тысяч в год, а мошенник забирает, скажем, 20 миллионов. Страховщики подсчитывают убытки и поднимают тарифы.
– Почему же руководство страховых компаний не борется с мошенниками?
– Потому что это целая коррупционная пирамида. За все платим мы с вами – автомобилисты. Но обратиться в полицию мы не можем. Заявление примут только у пострадавшей стороны, которой в данном случае является страховая компания.
– Но ведь случаи, когда дела возбуждали по искам страховых компаний, были?
– Конечно. Потому что есть внесистемные мошенники, которые не являются частью преступного сговора. Такие не нужны, с ними борются. Но в целом это скорее исключение из правил. Например, в Нижегородской области безнаказанно действуют преступные группы на BMW X6, на Honda Accord, преступная группа, которая состоит только из женщин…
– Преступники на Honda Accord?
– Ну, это машины, на которых они «работают», то есть оформляют ДТП, пострадавшими в которых являются только автомобили этой марки. Для того чтобы инсценировать аварию, мошенники навешивают на машины поврежденные детали. У них есть соответствующие запчасти, которые систематически используются. Например, пара десятков автомобилей Honda Accord и два контейнера битых запчастей к ним. Пик этого «бизнеса» пришелся на 2015 год, и об этом было много разговоров. По нашим оценкам, объем рынка мошенничества в сфере ОСАГО в Нижегородской области составлял 1,5 миллиарда рублей в год. Сейчас шумиха поутихла, потому что остались в основном системные мошенники. Их просто не видно. У них есть свои автосервисы, которые занимаются только перевешиванием деталей. Они сдают машины в аренду. Ведь должны автомобили приносить какую-то прибыль в перерывах между ДТП.
– На фоне всего это безобразия что вы посоветуете автомобилистам?
– Во-первых, знать закон. Так, почти все понимают, что необходимо своевременно отнести подтверждающие ДТП документы в страховую компанию. Это обязанность, которую надо соблюсти, чтобы защитить свои права. Но мало кому известно, что факт подачи документов надо суметь доказать. Во-вторых, следует внимательно читать все документы. Например, мы сталкивались с тем, что страховщики подсовывали в пачке документов на подпись лист согласия с возмещением ущерба, в котором не указывалась сумма. Клиент подписывал не читая, а потом в пустое поле вписывали нужную цифру. Клиент терял право на полную сумму ущерба – терял деньги. Центр помощи автомобилистов подготовил презентацию, в которой дается пошаговая инструкция в случае ДТП. Она выложена в нашей группе »ВКонтакте». В-третьих, правосудие в России очень условно. На справедливость рассчитывать не стоит. Поэтому я советую проявить на дороге максимальную осторожность и просто не попадать в аварию.
Александр ПОЗДНЯКОВ
Вся пресса за 23 июля 2019 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Страховое право, Выплаты, Страховое мошенничество, Суды и расследования
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
20 декабря 2024 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 декабря 2024 г.
Lockton запустил работу новой глобальной команды параметрического страхования
|
|
Мурманский вестник, 20 декабря 2024 г.
Директор ТФОМС Мурманской области Сергей Маган рассказал об итогах 2024 года и изменениях в 2025 году
|
|
Агентство городских новостей Москва, 20 декабря 2024 г.
Сенаторы одобрили закон о штрафах за повторное вождение без полиса ОСАГО
|
|
vmeste-rf.tv, телеканал Совета Федерации, 20 декабря 2024 г.
СФ одобрил поправки в закон о господдержке сельскохозяйственного страхования
|
|
Уралинформбюро, Екатеринбург, 20 декабря 2024 г.
Стало известно, когда за отсутствие полиса ОСАГО начнут штрафовать по камерам
|
|
НТА Приволжье, Нижний Новгород, 20 декабря 2024 г.
Курултай Башкирии внес проект о страховании инспекторов рыбоохраны в ГД РФ
|
|
Парламентская газета, 20 декабря 2024 г.
Защиту прав при заключении договоров страхования жизни усилят
|
|
ТАСС, 20 декабря 2024 г.
СФ одобрил законопроект о совершенствовании механизма сельхозстрахования
|
|
vmeste-rf.tv, телеканал Совета Федерации, 20 декабря 2024 г.
Средства застраховавших свою жизнь обезопасят на случай банкротства страховщиков
|
|
Известия Мордовии, Саранск, 20 декабря 2024 г.
Саранским аферистам, которые ради выплат ломали пальцы, пришлось вернуть деньги
|
|
Банковское обозрение, 20 декабря 2024 г.
Страховщики и экосистемы должны работать в формате win-win
|
|
Финмаркет, 20 декабря 2024 г.
Доля десяти страховщиков-лидеров по показателю общих сборов за 9 месяцев увеличилась с 70,8% до 73,4%
|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 декабря 2024 г.
Что такое онлайн-страхование и какие продукты страховщики предлагают детям?
|
|
Конкурент, Владивосток, 20 декабря 2024 г.
Цены уже изменились. Автомобилистов предупредили о нововведении
|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 декабря 2024 г.
Продолжающийся рост финансирования судебных разбирательств в ЕС вызывает беспокойство
|
|
Парламентская газета, 20 декабря 2024 г.
Сельхозживотных застрахуют в случае гибели в стихию
|
|
Коммерсантъ, 20 декабря 2024 г.
Опасным объектам сократили премии
|
 Остальные материалы за 20 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|